Художник клипов Бьорк: «Природа — основа всей красоты»

Ноябрь 26, 2019 11:41 дп

Vi Shi

В ноябре Бьорк приезжает в Лондон со своим шоу «Рог изобилия». Испанский гений Тобиас Греммлер вырвался на обложки гламурных и дизайнерских изданий как художник по визуализациям шоу и автор двух её клипов з альбома 2017 года Utopia — Tabula Rasa и Losss.

Журнал Dazed & Confused взял у него интервью, чтобы поведать нам о его видении мира.

D&C: Природа — основная тема вашей работы. Почему вы считаете, что она так важная для нас?

T. G.: Если бы не было природы — не было бы нас. Также природа — очень важный аспект «Утопии» Бьорк. В клипах я попытался воплотить идею включения, прорастания природы в цифровой мир. Для этого я использовал математические алгоритмы визуализации объектов аналогичные тем, что использует сама природа. В этих работах формулы вызывают рост, расширение и движение, которые мы наблюдаем в растениях. Вот почему всё выглядит так органично в прямом смысле слова.

— Можете привести примеры работы этих алгоритмов?

— В «Табула Раса» человеческое тело преобразуется в другие органические формы жизни. Использованы естественные алгоритмы, как если бы в реальной жизни человек превращался в растения и цветы. К тому же присутствует элемент непредсказуемости — алгоритм после запуска работает сам, генерируя собственные узоры и всплески.

— Это всё делает алгоритм?

— Да, но именно алгоритмы, подобные этому, работают в самой природе.

— Как вы думаете — природа формирует наше восприятие эстетики и красоты?

— Природа формирует наше восприятие красоты почти на 100 процентов, потому что мы сформированы природой. Всё, что мы воспринимаем — это то, что мы научились воспринимать в природе. Все наши рецепторы работают в диапазоне того, что хотела показать нам сама природа. Современные элементы появились в нашем визуальном словаре сравнительно недавно. Несколько тысяч лет назад мы не видели бетонных стен и городских пейзажей. Мы видели растительность, животных, небо и озёра. Важно сохранить эмпатию к природе, так как мы не выживем без неё. Мы не выживем в одиночестве, сидя в небоскрёбах. Именно связь с природой я передаю через эти клипы Бьорк.

Как вы определяете красоту и эстетику?

— С Бьорк мы долго обсуждали эту тему. Например, почему мы считаем, что такие цветы, как орхидеи, очень красивые? Для меня орхидея имеет очень утончённую структуру, которая в эволюции имела особую цель — привлечь насекомых, чтобы размножаться или маскироваться. Подобные модели взаимодействия с окружающей средой видятся мне очень тонкими. Так что орхидея прекрасна для меня не в смысле украшения, а в смысле цели.

— Как вы думаете — красота всё ещё обладает ценностью в современном искусстве, если посмотреть на его сегодняшние образцы? Как изменилась концепция «хорошего» и «плохого» искусства за последние десятилетия?

— Красота, конечно, всё ещё многое значит. Для искусства, особенно для современного искусства, это всегда зависит от того, какое сообщение вы хотите отправить и как оно передается. Каждое произведение искусства имеет свою цель, и эта цель может быть красотой или концепцией, политической или социальной, или чем бы то ни было. В зависимости от предпочтений эстетика может измениться. Я предполагаю, что она всегда основана на восприятии, а также на контексте.

Мы говорили о «Табула Раса», но как насчет «Потери»?

— Эта песня Бьорк — о взаимодействии двух сторон личности одного человека. Например — внутренней и внешней, эти стороны есть у каждого. Мы записали каждое лицо отдельно, а затем совместили их. Одним из наиболее важных элементов видео является идея маски — есть момент, когда само лицо почти исчезло, вы можете видеть только внешнюю структуру, как маску.

Я уделяю много внимания маскам, потому что их много у самой Бьорк. В своём исследовании масок я обнаружил, некоторые культуры используют маски для отражения внутренней реальности. В западной художественной культуре, если вы отображаете конкретного человека, то вы делаете его портрет. В то время как в других культурах люди представлены как бы наизнанку, художник изображает не узнаваемые черты, а создаёт маску, которая выявляет его внутренние особенности или внутренние черты характера. Глядя на портрет Бьорк изнутри, я пытался интегрировать его в визуальные эффекты «Потерь».

— Вы считаете, что красота — внутри людей?

— Меня больше интересует аспект скрытия или раскрытия. Ведь маска призвана скрыть истинное лицо или, наоборот, раскрыть его (в другом понимании). Лицо может скрывать ваши настоящие чувства, а маска — наоборот выявить их даже лучше, чем исходная мимика. Было интересно поиграть с этим парадоксом.

— Метаморфоза является ключевой темой для вас — почему?

— Если мы рассматриваем личность, то это что-то постоянно изменяющееся. Иногда она смещается между крайностями, а иногда между разными внутренними ощущениями себя. Я думаю, что для фиксирования этого изменения хорошо подходит поговорка: «разница имеет значение». Иногда что-то можно увидеть только с точки зрения определённого сдвига. Вот почему для меня аспект трансформации очень важен, потому что если что-то начинает трансформироваться, то изначальное состояние становится более явным.

Как вы думаете, изменилась ли ваша концепция красоты с тех пор, как вы начали свою работу? Появились новые технические возможности, цифровое искусство искусственный интеллект и тому подобное. С тех пор сильно ли изменилась ваша эстетика?

Я занимаюсь этим уже почти 30 лет, работая в различных областях цифровых медиа. Еще в начале 90-х у СМИ не было тех возможностей, которые есть сейчас, поэтому вы не могли, например, манипулировать изображениями до уровня, которым я сейчас занимаюсь. Но я всегда старался максимально расширить возможности, чтобы попытаться приблизиться к тому, что я представлял. С помощью цифрового моделирования вы становитесь ближе к тому, что вы имеете в виду или слышите в этой песне. Конечно, сейчас это сделать гораздо проще, чем 30 лет назад, потому что технологии значительно улучшились.

— Со всеми этими техническими возможностями у людей появилась возможность сильно менять свою внешность в цифровом виде и распространять эти образы в социальных сетях. Как вы думаете — технологии изменили наше понимание того, каким должен быть человек?

— Между цифровым миром и реальным миром существует определенная обратная связь. В настоящее время это происходит больше на социальном уровне, на социальных платформах, где скорость общения растёт очень быстро. Вот почему люди используют их так часто, и почему это влияет на общество. Дело не в том, что все люди хотят стать виртуальными персонажами, которые имеют разные формы, что, в свою очередь, может повлиять на нас в реальности. Пока что не думаю, что социальные сети оказывают настолько сильное влияние, хотя есть исключения. Я бы сказал, что это скорее спусковой крючок для воображения, чем для воздействия на то, каким человек видит себя. На самом деле я думаю, что мода оказывает гораздо более широкое влияние на общество, чем виртуальная графика.

— Природа — самое большое вдохновение для вас, есть ли у вас какие-либо мысли по поводу изменений климата?

— Нам нужно понять, что существует только эта планета, и если мы испортим ее, то больше нам некуда идти. Просто ради самосохранения люди должны осознать это. Кроме этого, наша планета прекрасна. Грустно видеть, что наши ценности вкладываются больше в коммерческие области. Эти цели не так важны и менее достижимы, чем спасение природы. Чтобы сохранить нашу планету и выжить, здоровая окружающая среда должна быть нашим главным приоритетом.