Пространство для Dior оформила художница, которая вышла замуж за своё альтер-эго

Ноябрь 10, 2019 7:29 пп
Image credit: anothermag.com

2sis

Вышедшая замуж за свое альтер эго 88-летняя художница-феминистка оформила пространство для показа новой коллекции Dior.

Итальянская художница Бьянка Пуччарелли Менна родилась в Салерно в 1931 году. Заново она родилась как Томазо Бинга в Риме в 1977 году. А в жаркий июньский день Менна вышла замуж за свое альтер эго.

Менна занималась искусством с 1960-х годов, но в разгар феминистского движения 70-х решила взять мужское имя, чтобы подчеркнуть гендерное неравенство. Ведущая фигура вербовизуального поэтического движения нашла вдохновение в итальянском футуризме и поэзии, в частности, поэзии Филиппо Томмазо Маринетти, имя которого она выбрала для своего мужского альтер эго. Это мужское имя Бьянка взяла себе как вызов и указание на то, как сложно попасть в мужскую историю искусства с женским именем.

Язык — это гендерная арена. В итальянском языке постоянно прослеживается мужская принадлежность. Компания мальчиков и девочек всегда на итальянском будет звучать как ragazzi — «парни» — даже если на сотни девочек есть только один парень. Жених и невеста всегда будут gli sposi – «жена-ты», где личность женщины подчинена мужской власти. Поэтому Бинга в своем перфомансе  в 1977 году шокировала аудиторию: экспозиция гласила: Бьянка Менна и Томазо Бинга «just married», т.е. «молодожены» (OGGI SPOSE – на итальянском), но изменив традиционную фразу (OGGI Sposi) с использованием мужского Sposi, его женским оттенком. Томазо был в брючном костюме, а невеста Менна в платье. Это было не только искусство, но и пробуждение.

После своей первой персональной выставки в Великобритании в начале этого года в Mimosa House для  Artissima, сейчас уже  88-летняя Бинга, вернулась с двумя новыми перфомансами. Il Confessore Elettronico (Электронный Исповедник) и La moglie del Cardinale (Жена Кардинала) – в обоих она сотрудничает с Франко Курлетто, известным итальянским парикмахером-стилистом. Бинга неохотно дает подробности: «Я могу сказать только то, что мне ужасно любопытно и нетерпеливо приступить к новому эксперименту. Я всегда верила в групповую работу и межъязыковое общение».

В начале она «опиралась только на жесты» в своих перфомансах, возьмем, к примеру, хотя бы «Vista Zero» 1972 года, в котором она приложила к лицу бумажные глаза. Жест превратился в принятие языка посредством «семантического» письма, автоматического и неразборчивого почерка: «подсознательного и тихого». Она начала играть с формальными ограничениями итальянского языка, такими как, например, «Ti scrivo solo di Domenica» (Я пишу вам только в воскресенье), где женщина может общаться только в это день недели, так как слово «воскресенье» — женского рода. Язык становится границей, пределом и клеткой.

«Вся моя визуальная работа с самого начала соотносилась с моими поэтическими выступлениями», — отмечает Бинга. «Практика искусства письма, которая сопровождала всю мою карьеру, нашла органический выход в использовании речи, жестов и тела». Эта телесность ощутима в ее серии коллажей Mural Alfabetiere, где Бинга сочетает буквы алфавита с ее обнаженным телом, подавляя и заново изобретая его, формируя архитектуру языка по своему собственному образу: «Мое тело также является телом слова», провозгласила она. «Я не мужчина / я не поэтесса».

В этом году дизайнер  Мария Грация Чиури пригласила Бингу воссоздать серию сет-дизайна для показа новой коллекции Dior «Осень / Зима 2019», который прошел в музее Родена. Для показа Dior Томазо украсила стены музея буквами из фотографий обнаженных женских фигур — ими выложено название бренда, а также одно из стихотворений художницы.

«Слова для меня — важный источник вдохновения, — рассказывает креативный директор Dior Мария Грация Кьюри. — В отличие от фильмов, где все предопределено, читая, можно представлять, мечтать, фантазировать». Бинга была рада сотрудничеству: «Мода — это искусство, которое одевает нас и влияет на нас с рождения», — сказала она. Бинга понимает, что идентичность — это изменчивость.

Политика идентичности Бинги не всегда воспринималась всерьез. Когда она создала Oggi Spose, ее важнейшее значение было утрачено: «тогда это казалось игрой, шуткой, пантомимой». Сегодня она рада, что в ней сохраняется «провокационный потенциал», хотя «путь к равенству еще длинный!»

Язык и его видимое выражение являются центральными в работе Бинги. «Поэзия сыграла не только важную, но и решающую роль в моей жизни и моем художественном росте», — признается она. Именно эта чудесная способность слов подавлять и дестабилизировать практичность жизни интересует Бингу. Для нее поэзия — это «расширение мысли» — «следы ослепительных образов, которые врезаются в глубины нашего разума». Язык может внедриться в нашу жизнь и отделить нас от мира. Через искусство Бинга ищет тот же эффект.

ТЕКСТ: Тея Хоулин

Источник: AnOther

Художник Бьянка Пуччарелли Менна

Дальше - коллекция Dior осень-2019, для показа которой Бьянка оформляла сцену