Художница помещает камеру во влагалище и фотографирует своих любовников

25 марта, 2020 12:44 пп
Image credit: Dani Lessnau

Алеvтина WOLF

Дани Лесснау делает крошечные камеры-обскуры, чтобы запечатлеть мимолетные моменты близости со своими любовниками.

По мере того как женский взгляд на фотографию выходит на первый план, художники начинают исследовать возможности того, что значит быть женщиной, смотрящей на мир из себя. Американская художница Дани Лесснау приоткрыла двери в неизведанные области в поисках вещей, которые запечатлевает её камера. Она уверена, что камера способна показать то, что человеческий глаз мог бы пропустить.

Для своей серии работ под названием «Еxtimité», Лесснау помещает крошечную камеру-обскура во влагалище, чтобы снимать портреты своих любовников в интимные моменты. Лесснау изобрела новую форму фотосъемки, в которой она использует все свое тело, чтобы «видеть ощущениями», запечатлевая моменты близости. Каждая фотография сделана с выдержкой продолжительностью от минуты до двух с половиной. Это чрезвычайно долго, как для Лесснау, так и для её любовников (все из которых дали согласие), оставаться неподвижными во время фотосессии.

После выздоровления от затяжной болезни в возрасте 20 лет, в 2017 году, Лесснау начала использовать фотографию как форму исцеления и способ соприкоснуться со своим телом. Идея заключается в том, чтобы рассмотреть способы расширения возможностей уязвимости как для себя, так и для своих моделей. В своей работе она буквально использует женское тело как сосуд для творчества. Одновременно исследуя необычайное пространство, которое существует между нами, когда мы обнажены в уединении.

Дани поговорила с нами об открытиях, которые она сделала на этом пути, о себе, своем теле и способности фотографии говорить то, что нельзя сказать словами.

Dani Lessnau

Фотография Дани Лесснау

Как бы вы описали женский взгляд на фотографию?

Дани Лесснау: Мы только начинаем царапать поверхность возможностей восприятия. Просто я чувствую, что мы «пристально» смотрим на все наши тела, и не только глазами. Наш взгляд столь же индивидуален, как и ощущения нашего тела. Это изменчиво и зависит от отношения к каждому индивидуально и потоку момента.

Когда я начала этот проект, я приступила к изучению фотографии. Больше всего меня заинтересовала эротическая природа вещей, где встречаются духовное и плотское. Большая часть фотографий, на которые я смотрела, была преимущественно мужским взглядом на женское тело.

Люди попросили представить им женский взгляд. «Изначально я начала фотографировать партнера обычным способом. Я использовала существовавший ранее художественный язык, но он не был моим и потому звучал неестественно. Я подумала: «Как через фотографию передать то, что я чувствую на самом деле?»

Вот, где действительно вступило в действие понятие уязвимости. Усиленная уязвимость -это когда между моими партнерами и мной не было никакой иерархии. Это было пространство, где мы оба могли быть автономными и уязвимыми. Вот откуда мой взгляд.

Как вы пришли к тому, чтобы создать эту интимную форму фотографии?

Дани Лесснау: Вдохновение многогранно. Отчасти это произошло из-за внутреннего опыта в моем собственном теле и из-за состояния боли и удовольствия. Другой аспект был связан с тем, чтобы примириться со своим существованием в женском теле и, будучи в нём, ориентироваться во внешнем мире.

Меня всегда тянуло к фотографии. Сначала я изо всех сил пыталась найти способ передать что-то, что ощущается интуитивно через визуальную среду. Я хотела создать образ тактильного, сенсорного, телесного чувства. Меня познакомили с сериалом Энн Хэмилтон «Лицом к лицу» , где героиня создавала камеры, вставляла их в рот и фотографировала предметы. Это расширило мое представление о том, что возможно в этой области. Вот тогда я и поняла, что могу объединить камеру с телом.

Одной из вещей, которые я хотела исследовать, было дыхание: как это связано с телом, а также с болью и удовольствием. Прелесть помещения камеры в мое влагалище заключалась в том, что она полностью зависела от дыхания. Я смогла позволить дыханию стать моим активным элементом в этом процессе. Я смогла объединить свою пассивность в плане позы и действий с требуемой тишиной и неподвижностью. Это необходимо сделать, чтобы позволить ощущению всплыть на поверхность. Потому что мы все должны дышать, чтобы жить (смеется).

Какие идеи вы хотели воплотить в этом проекте?

Дани Лесснау: После окончания проекта я начала читать Люс Иригарей французского философа. Я фотографировала интуитивно, но когда начала читать её, то поняла откуда исходит моя интуиция. Я почувствовала связь и резонанс с некоторыми вещами, о которых она писала.

В книге «Разделяя мир» (2008) Иригарей пишет: «Молчание — это возвращение женщины к себе, встреча со своим собственным дыханием, душой».

Молчание — это то, что разделяют мужчины и женщины. И хотя этот опыт был связан с моим собственным телом, он был также встречей с моим близким партнером. Для меня это был способ найти свою автономию в интимном общении и все же принять то, что всплыло на поверхность.

Можете ли вы рассказать почему использование камеры-обскура было неотъемлемой частью работы?

Дани Лесснау: Камера-обскура — самая простая домашняя камера. Она без объектива, и это позволило мне превратить свое тело в камеру. Долгая выдержка создает пространство для дыхания, чтобы действовать на кадр.

Природа кадра это «впечатление». Впечатления могут быть физическими, а также психологическими. В отношениях мы оставляем впечатления друг от друга. Я хотела создать пространство, где невидимое может оставить впечатление.

Это чувство удивления и магии для меня. Я отказалась от того, чтобы контролировать изображение в определенной степени. Сначала важно что-то почувствовалось, а затем я смотрю на то, что почувствовала, визуально.

Мое основное чувство ощущения мира — прикосновение. В руках есть чувство открытия. Когда вы думаете о происхождении творения, когда вы что-то родили, прикосновение является неотъемлемым элементом в многослойном смысле. Позволяя желанию между двумя людьми расти, прикосновение должно быть частью этого для меня.

Dani Lessnau
Фотография Дани Лесснау

Что вы узнали о себе и женском теле благодаря этому опыту?

Дани Лесснау: На протяжении всего процесса я узнала, где я установила границы и где были мои зоны комфорта. Тогда я спросила себя: «Почему именно таковы мои зоны комфорта? Почему я установила границу? Откуда это?»

Я делала эти границы более плавными, чтобы выйти за пределы своей собственной зоны безопасности, чтобы позволить этой уязвимой интуиции всплыть на поверхность. Я смогла найти свою собственную автономию и это пространство ощущения эротического расширения возможностей. Есть красота в том, что мое духовное я и мое плотское я собрались вместе и выразили себя.

Наша способность к удовольствию может быть такой элегантной, тонкой, разнообразной. Есть много мудрости, которая исходит из этой способности слушать, чувствовать те тонкости, через которые естественным образом проходит женское тело. Наши тела могут многое сказать, если мы послушаем. Это касается и мужчин.

Что этот проект дал вам понять о ваших отношениях с мужчинами?

Дани Лесснау: Каждая встреча непредсказуема. Вы можете узнать это только тогда, когда вы в моменте. Это волнующе и уязвимо.

Некоторые из моих любовников были поначалу неловкими или стеснительными. Но поскольку мы вместе участвовали в процессе, мы открывали себя опыту свободы, уникальной для каждого из нас. Каждая ситуация и динамика были особыми, как и опыт каждой встречи.

Работа над этим проектом заставила меня подходить к нашим различиям более игриво. Я думаю, прекрасно, что мы разные. Они разрешили мне увидеть их уязвимость, и я ценю это. Речь идет о понимании и уважении друг друга.

Ваша работа напоминает мне о том, что есть вещи, о которых не нужно говорить. Ваши фотографии прекрасно передают это чувство. Не могли бы вы рассказать о способности камеры видеть то, что не видит человеческий глаз?

Дани Лесснау: Интимность позволяет чему-то всплыть в пространстве уязвимости. Это не то, что можно создать или заставить быть — это то, что должно быть разрешено. Одна из причин участия в этом проекте — оказаться в пространстве, которое я не могла бы выразить словами. Я не думаю, что смогу объяснить это. Это то, что происходит в моменте. Природа близости объясняется на более тонком языке, чем предлагают слова. На языке слов можно ссылаться и описывать, и есть люди, которые делают это очень хорошо. Но не могу сказать что слова являются моей средой (смеется).

Дани Лесснау

Фотография Дани Лесснау

Вы находились в пространстве свободы от ограничений, где нашли свою силу в уязвимости. Не могли бы вы рассказать о том, как это изменило вас как человека и художника?

Дани Лесснау: В некотором смысле, я не узнаю себя той, какой была раньше. Когда я начала эту работу, произошло открытие, которое изменило многое в моей жизни. Первый человек, с которого вы можете начать изменения, это вы сами. Это непрерывный процесс. Не то чтобы я достигла какой-то цели. Я сейчас на этом пути и постоянно становлюсь чем-то новым.

Перевод: Dazeddigital